Ирбит — уральское сокровище искусства
В 1976 году штатный Ирбитский государственный музей изобразительных искусств стал обладателем удивительной коллекции живописи и графики из Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина. Среди множества работ оказались и полотна мастеров мирового уровня, таких как Антонис ван Дейк и Питер Пауль Рубенс. Но как они нашли свой путь в уральский город?
Второй шанс портретов Ван Дейка
Один из выдающихся портретов, созданных ван Дейком в 1627 году, пришел к нам в образе эрцгерцогини Изабеллы Клары Евгении. Портрет, когда-то признанный всего лишь копией, спустя десятилетия реставрации в Ирбитском музее был подтвержден как оригинал работы великого фламандца. Его роль в создании убеждали испытания с сургучными печатями и время, когда портрет был поистине придворным украшением.
Мария Магдалина Рубенса — открытие спустя века
Полотно Рубенса "Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой" является образцом барочного видения знаменитого фламандца. История ее раскаяния и встречи с Христом вдохновила многих художников того времени. Две вариации этого произведения хранятся сегодня в Вене и Ирбите. Картина, ранее считавшаяся копией, подверглась реставрации в 2012 году, которая подтвердила участие самого мастера и его учеников, прежде всего Антониса ван Дейка, в процессе создания.
Уникальные гравюры Ирбитского собрания
В Ирбит с 1976 года переехало более 500 листов графики, представляющие собой удивительные примеры европейского гравировального искусства. Среди них выделяются работы Франсуа Ланго и Поля Дево, переложенные с оригиналов Антониса ван Дейка и Рубенса. Гравюры пережили реставрацию, что позволило вернуть их из сумрака забвения.
Судьба всемирно известных произведений зачастую непредсказуема. Ирбит стал хранителем этих кладов благодаря целой цепочке исторических событий — от национализации аристократических собраний до щедрых даров столичных музеев. Коллекция, собранная в глубоких депозитариях Ирбитского музея, является свидетельством удивительного приключения художников и их работ.