История создания полотна Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства»

В начале 1880-х годов, когда известный русский художник Виктор Васнецов впервые представил публике свою картину «Три царевны подземного царства», зрители были озадачены ее содержанием. Как возникли эти персонажи, где существует это подземное царство и почему принцессы изображены такими различными? Давайте погрузимся в сюжет необычной сказки. 

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Кому и зачем понадобилась картина?

В 1880 году работа была заказана художнику меценатом Саввой Мамонтовым, известным предпринимателем и любителем искусства. Мамонтов владел усадьбой Абрамцево, где собирались известные художники, такие как Михаил Врубель и Николай Рерих. Мамонтов, вдохновленный культурным наследием, хотел украсить кабинет правления Донецкой каменноугольной железной дороги полотнами, символизирующими богатства недр края.

Вдохновение русскими сказками

Виктор Васнецов. Автопортрет (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Васнецов, создавая свою работу, вдохновлялся русскими народными сказками, в частности сказкой о трех царствах — медном, серебряном и золотом. Сюжеты, содержащие фантастические элементы, такие как история Ивана-царевича и его поход в подземное царство, стали основой для картины. Хотя царевны не существовали в оригинальной сказке, Васнецов использовал их для изображения трех подходов к богатству.

Богатства подземного царства

Золотая царевна в традиционной одежде олицетворяет золото древних времен, царевна Драгоценных камней — разнообразие драгоценностей, а новаторская царевна Каменного угля указывает на современные достижения и новую парадигму богатства. Васнецов мастерски передал различие эпох с помощью костюмов и расположения фигур на полотне.

Значение сказочных сюжетов в творчестве Васнецова

Виктор Васнецов. Аленушка (фрагмент). 1880–1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Виктор Васнецов. Витязь на распутье (фрагмент). 1882. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Полотна, созданные для Мамонтова, стали важной вехой в карьере Васнецова, который впоследствии посвятил свое творчество мотивам русской мифологии и народных сказок. Его произведения, такие как «Витязь на распутье», стали известны своей способностью воплощать фольклорные элементы в художественных образах.