Введение в искусство гуманитарной фотографии 

С 14 по 16 ноября 2019 года состоится VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум. Одним из ключевых событий станет проект под названием «Гуманитарная фотография в современном культурном контексте», приуроченный к 180-летию фотографии. Мы пригласили к разговору одного из кураторов выставки ― сотрудника музейно-выставочного центра «РОСФОТО», фотографа и историка Игоря Лебедева, чтобы обсудить важность гуманитарной фотографии и что ожидает зрителей на выставке. 

Фотограф Игорь Лебедев

 Основные темы выставки 

На выставке представят архивные фотографии Международного комитета Красного Креста, начиная с эпохи Первой мировой войны и до наших дней. Выставка включает не только работы профессиональных фотографов, но и сотрудников, занятых гуманитарной миссией. Основное внимание уделено работам женщин-фотографов, таких как Мари Шорди, Урсула Мисснер и Алена Синенко. Основная тема выставки ― «Женщина и война. Простые истории» ― раскроется через 160 фотографий. Они расскажут о социальных ролях женщин в условиях войны, отражая их боль, надежды и благодарность за поддержку. Важное место займут истории о женщинах-сотрудниках Красного Креста, таких как Клара Бартон и королева Вюртемберга Ольга. 

 Подход к отбору фотографий Процесс отбора фотографий начался с анализа более 70 тысяч снимков, из которых было отобрано всего 160. Каждый кадр прошел тщательный отбор, целью которого было создание целостной картины, передающей наработки гуманитарной деятельности за более чем 150 лет. 

Гуманитарная фотография: история и современность Понятие «гуманитарная фотография» укрепилось лишь в конце XIX века, когда фотография стала выполнять важную социальную функцию ― она стала средством изменения общественного мнения и социального статуса. В России это направление только набирает популярность, хотя западные фотографии давно используют её в своей практике для сборов средств и привлечения внимания к гуманитарным проблемам. 

Игорь Лебедев на выставке 

 Вызовы и открытия в гуманитарной фотографии Работа в гуманитарной сфере предполагает большие личные вложения и порой проходила в условиях, представляющих непосредственную угрозу для жизни. Гуманитарная фотография ориентирована не столько на документирование войны, сколько на упоминание человеческих историй, происходящих в условиях таких конфликтов. 

Российская школа фотографии Ниша гуманитарной фотографии в России все еще формируется, однако история российской фотографии насчитывает уже полтора века. На протяжении своей истории российская фотография выполняла как прикладные, так и художественные задачи. Современные фотографы сочетают в своих работах элементы традиции с мировыми тенденциями, становясь участниками глобального фотоискусства.

 Серия Игоря Лебедева 

Заключение Фотография в России сочетает многолетние традиции и современные тенденции, способствуя формированию уникального культурного феномена. Благодаря таким проектам, как культурный форум, появляются новые возможности для развития и популяризации гуманитарной фотографии как значимого инструмента изменения социальных отношений.