История и технология краски: от древних времен до современности

Производство красок всегда являлось искусством и наукой: от высушенных насекомых до сложных смесей металлов. Ранним русским художникам, включая иконописцев и ремесленников, приходилось собственноручно создавать краски, используя сложные и зачастую опасные смеси. Это был длительный процесс, иногда отнимающий больше времени, чем само создание произведений искусства. Давайте рассмотрим старинные краски, их происхождение и уникальные достоинства по сравнению с современными масляными красками.

Основы живописного искусства

Саркофаг египетского фараона. Фотография: EugeneSergeev / фотобанк «Лори» Деревянная ложка и глиняный кувшин. Фотография: Яна Королева / фотобанк «Лори» Дымковская глиняная игрушка. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори»

Среди первых живописных работ на Руси выделяются иконы и фрески. Для икон изображение наносили на деревянную основу, покрытую левкасом – специальной смесью мела и клея. Росписи храмов создавали по сырой штукатурке, используя темперу, которая применялась еще в Древнем Египте. Темпера также использовалась народными мастерами для украшения игрушек, статуэток, посуды.

Изготовление эмульсионных красок

Красители для темперы получали из порошковых пигментов, растворенных в природных эмульсиях, где вода и масла соединялись в единую жидкость. Самым популярным природным эмульгатором был яичный желток, который являлся основой для растворения пигментов. Однако, свежий желток не применяли из-за его густоты – его оставляли в тепле, чтобы свойства изменились, а затем разбавляли водой.

Минеральные пигменты и их свойства

Иконописец пишет икону. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори» Реставрация православной иконы. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори» Реставратор работает над старинной иконой. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори»

Для изготовления красок использовали различные пигменты: византийские, а позднее – венецианские, немецкие, голландские. Местные художники производили краски из местных пигментов, таких как красный из преображенных насекомых кошенили, черный из сажи или жженой кости, желтый из охры. Белила производили из свинцовых стружек, помещенных в уксус и подвергнутых термической обработке. Каждая краска имела свои уникальные свойства и применение в искусстве.

Преимущества темперы и ее замена масляными красками

Палитра акриловых красок. Фотография: Syda Productions / фотобанк «Лори» Рисование масляными красками. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори» Покрытие иконы лаком. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори»

Темперные краски, основанные на яичном желтке, требовали высокого мастерства художника. Их несложно было смешивать, но на высыхающий слой нельзя было быстро нанести новые, без риска изменения цвета. Взрослая смесь высыхала, не образуя трещин и устойчиво противостояла воде. Однако в XV веке европейские художники начали использовать масляные краски, что позволило упростить процесс живописи. Эти краски медленно высыхали и сохраняли изначальный цвет. Вскоре новая технология стала популярной и в России, отодвигая темперу на второй план.