Открытие выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина началась выставка «Русский Йорданс», где представлены практически все произведения Якоба Йорданса, находящиеся в российских собраниях. Обсудим, почему Йорданс признан одним из ведущих мастеров фламандского искусства и как его работы оказались в России.

Фламандская живописная традиция

 

Питер Пауль Рубенс. Лот с семьей, покидающий Содом. 1615. Музей Мартина фон Вагнера, Вюрцбург, Германия 

Возвышение фламандской мастерской живописи неразрывно связано с бурными политическими изменениями XVI–XVII веков, в частности с буржуазной революцией в Нидерландах. Это время ознаменовано процветанием из-за благоприятного географического положения страны. Изменились и экономические, и общественные отношениями. Намеренное стремление Северной области (современные Нидерланды) к независимости привело к их расколу от Юга (современная Бельгия), оставшейся под испанским правлением.

Во Фландрии, под влиянием католической церкви, сформировалась знаменитая школа живописи. Благодаря поддержке аристократии, фламандские мастера создавали произведения, которые сочетали божественные и мифологические темы с реалистическими изображениями деревенской жизни и народных традиций. Такие особенности выразились в творчестве как крупных художников школы — Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, так и Франса Снейдерса.

В отличие от голландского направления, фламандская живопись стремилась к монументальности и демонстрации богатства через парадные портреты и перегруженные натюрморты.

 

Франс Снейдерс. Натюрморт с корзиной фруктов. 1635–1639. Частное собрание 

Центром художественной культуры Фландрии стал Антверпен. Главенствующую позицию как учитель поколения художников занял Питер Пауль Рубенс. Археолог, филолог, изящный теоретик искусства — Рубенс оставил значительное влияние на мастерскую, среди которой был и Якоб Йорданс.

Антонис Ван Дейк

Ван Дейку, сопернику Рубенса, удалось утвердиться благодаря созданию тонких портретов аристократов. Некогда был помощником Рубенса в его мастерской, но его утонченный стиль и техника со временем выросли в собственный неповторимый почерк.

Известно и вульгарно

 

Якоб Йорданс. Пир Клеопатры (фрагмент). 1653. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург 

Йорданс занимает почетное третье место в фламандском искусстве, часто сравнивается как карикатура на Рубенса. Его картины впечатляют своей жизнерадостностью, но иногда и отпугивают чрезмерной натуралистичностью.

 

Якоб Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами. Около 1615 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург 

Йорданс, старший ребенок в семье состоятельных торговцев, начал обучение у Адама ван Ноорта, бывшего учителя Рубенса. Вместе с этим он, оставаясь в Антверпене, не смог отправиться в Италию для изучения искусства и копировал венецианцев таких как Караваджо непосредственно во Фландрии.

Значение Йорданса в России

Часть произведений Йорданса, пожалуй, наиболее крупных из его творений, поступила в Россию в XVIII веке. Выставка Пушкинского музея включает многие из этих работ, которые были приобретены Екатериной II и нашли свое пристанище в фондах Эрмитажа вместе с другим ценным европейским искусством эпохи.

 

Якоб Йорданс. Бобовый король. Около 1638 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург 

Известные полотна Йорданса, такие как «Бобовый король», поступили в Эрмитаж благодаря конфискации частных коллекций в постреволюционной России. Наряду с близлежащими музеями, работы этого мастера предоставлены посетителям, среди которых выделяются такие произведения, как «Христос и самаритянка» из Нижнего Новгорода и копии из Пермской галереи.