Искусство и техника: Александр Лабас и его живописное видение

Александр Лабас оставил значительный след в советском искусстве, как художник-романтик, восхваляющий достижения молодой страны в области техники. В его работах отражались оптимистические устремления эпохи, мечты о светлом будущем и вера в разум и прогресс.

Первый дирижабль Советского Союза

Александр Лабас. Первый советский дирижабль. 1931. Государственная Третьяковская галерея

Александр Лабас. Дирижабль и детдом. 1930. Государственный Русский музей

Александр Лабас. Дирижабль. 1931. Государственный Русский музей

В его знаменитой работе «Первый советский дирижабль» 1931 года Лабас изобразил впечатляющий момент скорости и движения. Хотя точная модель дирижабля неизвестна, характерная форма и детали полузакрытой гондолы свидетельствуют о его инновационном дизайне.

Тогдашние дирижабли, такие как «Красная звезда» (1920), имели мягкую конструкцию и отличались от изображенного Лабасом. Более поздние советские дирижабли, напоминающие работу художника, например, СССР-В6, были построены лишь в 1934 году.

Паровоз на Туркестано-Сибирской магистрали

Александр Лабас. Первый паровоз на Турксибе. 1931. Государственная Третьяковская галерея

Александр Лабас. Луганск. На заводе. 1935. Государственная Третьяковская галерея

Картина «Первый паровоз на Турксибе» (1931) также стала символом технического прогресса СССР. Художник с экспрессионистским подходом изобразил паровозы, вдохновленные открытием важнейшей ж/д магистрали. Однако ни одно изображение не совпадало с реально использованными моделями.

Проникновение в недра: искусство метрополитена

Александр Лабас. Метро. 1935. Государственная Третьяковская галерея

Александр Лабас. В метро. 1940-е. Частное собрание

Александр Лабас. В метро. 1972. Государственная Третьяковская галерея

В 1935 году, параллельно с открытием московского метрополитена, Лабас написал картину «В метро». Работа передает ощущение легкости и движения новой техники — первых советских эскалаторов, что символизировало прогресс и модернизацию столицы.

Работы Лабаса представляют собой не просто картины о технике и индустриализации. Они отражают дух времени — эпоху, в которой техника и человек шли рука об руку, стремясь к светлому будущему.