Соавторство в русской живописи

Искусство живописи полно загадок, и одна из них — это прекрасные произведения, создававшиеся усилиями нескольких мастеров. Много известных картин русских художников на самом деле были написаны в сотрудничестве, и важно осознавать, что за каждой работой стоит не только один автор.

«Портрет И.А. Крылова» Карла Брюллова

В 1838 году Карл Брюллов начал работу над портретом знаменитого баснописца Ивана Крылова. Основную часть картины Брюллов завершил за один сеанс, но изображение руки писателя так и оставалось незаконченным. Для завершения портрета Брюллов обратился за помощью к своему ученику Фаддею Горецкому, который и дописал работу после смерти Крылова. Однако попытка воспроизвести реалистичность не была успешной в глазах современников.

«Волга в окрестностях Юрьевца» Алексея Саврасова

Алексей Саврасов, пейзажист и преподаватель пейзажного класса, начал писать масштабную картину с бурлаками «Волга в окрестностях Юрьевца» в 1870 году. Художнику удалось изобразить природные виды, но с бурлаками помогал другой профессор — Василий Перов. Картина получилась настолько выразительной, что Саврасов получил за нее первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств.

«Охотники на привале» Василия Перова

В 1871 году Василий Перов создает полотно «Охотники на привале». Вдохновленный своими увлечениями, Перов изобразил охотников и их трофеи. Для картины ему позировали близкие друзья. Алексей Саврасов внес свой вклад, помогая с деталями пейзажа, но величина его участия остается загадкой для историков.

«Прощание Пушкина с морем» Ивана Айвазовского

Айвазовский изобразил Пушкина на двадцати своих работах, а на картине «Прощание Пушкина с морем» на переднем плане просил Илью Репина изобразить фигуру знаменитого поэта. Репин вспоминал, как восхищался морем, созданным Айвазовским, и подчеркнул, что ему была предоставлена честь нарисовать фигурку поэта.

«Осенний день. Сокольники» Исаака Левитана

В 1880 году работа Левитана «Осенний день. Сокольники» впервые была показана на ученической выставке. Изображение женщины на холсте выполнял его товарищ, Николай Чехов. Этот выбор Левитана стал одной из первых работ, приобретенных меценатом Павлом Третьяковым.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

картина «Утро в сосновом лесу» известна благодаря реалистичному изображению лесного пейзажа, но с медведями помогал Константин Савицкий. Однако его подписать полотна было удалено по настоянию Павла Третьякова, который считал, что работа полностью отражает художественный стиль Шишкина.

«Торжественное заседание Государственного совета» Ильи Репина

К отправкам этой картины привлекались и ученики Репина, Иван Куликов и Борис Кустодиев, которые помогали в написании интерьеров и облегчали работу из-за здоровья художника. Совместная работа позволила завершить полотно, которое было презентовано в 1904 году в Мариинском дворце.